• 15 января, вторник
  • Москва, улица Косыгина, дом 17, Библиотека, 6.05

Цикл встреч «Советская повседневность через художественный текст»

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

ГБПОУ «Воробьевы горы»
99 дней назад
с 19:30 15 января по 19:30 22 января
Москва
улица Косыгина, дом 17, Библиотека, 6.05

В библиотеке Московского Дворца пионеров с 4 декабря 2018 года по 22 января 2019 года пройдет экспериментальный цикл встреч «Советская повседневность через художественный текст».

Культуролог Ирина Глущенко поговорит о детской и подростковой художественной литературе и ее экранизациях со взрослой аудиторией. Акценты будут расставлены необычно: в центре внимания – не сюжет и художественные приемы, а советский быт и повседневность, проглядывающие сквозь текст.

Мы поговорим о творчестве Михаила Зощенко, Аркадия Гайдара, Лазаря Лагина, Николая Носова. Все, кто любил книги этих авторов в детстве, и кто читает их своим детям, смогут взглянуть на них как на источник неожиданных открытий о советском прошлом и размышлений на серьезные «взрослые» темы.

Встречи проводит Ирина Глущенко – доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ, кандидат культурологии, автор учебных курсов по советской повседневности и монографии о советском быте  "Общепит. Микоян и советская кухня".

Встречи будут проходить по вторникам с 19:30 до 21:00 в библиотеке (6.05) Московского Дворца пионеров.

 

Обращаем внимание, что регистрация на мероприятие закрывается за сутки. Просим вас при регистрации указывать настоящие имя и фамилию, а при посещении мероприятия иметь при себе паспорт. 

 

Расписание цикла:

 

4 декабря

19:30 — 21:00

Драка из-за ершика. Читаем рассказы Михаила Зощенко

«Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются» (М. Зощенко, «Нервные люди»)

Михаила Зощенко упрекали в том, что он пишет сатиру на советский быт. Но он писал об отношениях между людьми, чья зацикленность на быте — это своеобразная социальная травма, преодолеть которую они не в состоянии.  Зощенко описывал людей, проживающих свою жизнь в условиях космической катастрофы. И в их мире нет ничего, за что можно было бы зацепиться…

Как изменилось общество и через что прошли эти люди, прежде чем стали «нервными»? За смешными на первый взгляд сюжетами скрывается трагическая история ХХ века.

 

11 декабря

19:30-21:00

Заблуждения старика Хоттабыча. Разные редакции одной и той же повести

«Умоляю тебя, о Волька, объясни мне: почему здесь, в твоей прекрасной стране, всё не так, как в других государствах?» (Л. Лагин, «Старик Хоттабыч»)

Первая глава знаменитой сказки была напечатана в октябрьском номере журнала «Пионер» за 1938 год. Пионер Волька Костыльков находит в реке таинственную бутылку, в которой замурован джинн Гасан Абдуррахман ибн Хоттаб, которого Волька для простоты переименовывает в Хоттабыча. Оба героя – мальчик и старик – начинают своеобразное странствие по советской реальности, в ходе которого Хоттабыч открывает для себя все новые чудеса, а Волька выступает в роли интерпретатора, формулируя для читателей и для самого себя преимущества советского образа жизни.

Сказка Лагина публикуется в то самое время, когда Берия начинает расправу над организаторами московских процессов, потрясших страну в 1937 году. Отразилась ли атмосфера эпохи в детской сказке? Для того, чтобы это понять, мы сравним первое издание с другой редакцией книги Лагина, вышедшей уже после смерти Сталина.

 

18 декабря

19:30-21:00

Барабанщик революции: Что читал Сережа Щербачов из повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика»?

«Это я… то есть это он, смелый, хороший мальчик, который крепко любил свою родину, опозоренный, одинокий, всеми покинутый, с опасностью для жизни подавал тревожные сигналы» (А. Гайдар, «Судьба барабанщика»)

Герой «Судьбы барабанщика» – четырнадцатилетний мальчик Сережа, который остался в Москве совсем один: его мать утонула 4 года назад, отец, герой Гражданской войны был внезапно арестован, а мачеха на целый месяц уехала с новым мужем на Кавказ, оставив Сереже 150 рублей. Мальчик чувствует себя покинутым и преданным. Сережа берет в библиотеке книгу о временах Великой французской революции. Ее герой — юный барабанщик, который убежал от своей злой бабки и пристал к солдатам революционной армии.

Существовала ли эта книга в самом деле? Зачем Гайдару понадобилась история про маленького француза? Литературное расследование приводит нас не только к источникам гайдаровского текста, но и показывает, какую мысль автор зашифровал в своем послании читателям. 

 

15 января

19:30-21:00

Воспитание Незнайки. Знаменитая трилогия Николая Носова. Почему одни коротышки старше и умнее других?

«Некоторое время они оба стояли молча. Незнайка хотел что-то сказать, но в горле у него стало почему-то тесно и слова не шли изнутри. Он смотрел вниз, ковырял каблуком землю и не решался взглянуть на Синеглазку. Он боялся, что она заметит у него на глазах слезы» (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»)

Детская сказка про Незнайку полна образов и ассоциаций, выводящих нас далеко за пределы мира маленьких человечков. Коротышки ростом с огурец вдруг выпрямляются и вырастают до человеческих размеров, а сказочные Цветочный, Зеленый и Солнечный города отсылают к вполне реальным культурным, социальным и психологическим отличиям их жителей.

 

22 января

19:30-21:00

Светлый путь Элизы Дулитл: Конструирование личности в пьесе Б. Шоу «Пигмалион», ее экранизациях и в фильме Г. Александрова «Светлый путь»

На последней встрече цикла мы немного выйдем за рамки литературы и поговорим об экранизациях пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион»(1938 г. и 1964 г.) и фильме Григория Александрова «Светлый путь» (1940 г.).

Деревенская девушка Татьяна сначала работает в услужении и по ходу сюжета становится ткачихой, потом стахановкой и, наконец, депутатом. Татьяна преображается не только идейно, но и внешне, превращаясь в элегантную деловую даму, конечно, не герцогиню, но тоже знатную по советским меркам. Она получает орден, а инженер, который посмеивался над ней вначале, падает к ее ногам.

Сравнивая пьесу Шоу, ее экранизации и фильм Александрова, мы попробуем разобраться, как трансформируется архетипическая тема Золушки в зависимости от социальных условий.

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше